Адам и Гордон приходят в себя в заброшенном ангаре.
Оба прикованы цепями к стенным трубам. Их разделяет труп
в луже крови с пистолетом в руке. Мужчины не помнят и не
понимают, как и за что оказались в таком положении.
Вскоре они начинают осознавать смертельную угрозу,
нависшую не только над ними, но и над семьёй доктора
Гордона. Серийный маньяк, получивший прозвище
Конструктор за свои сложносочинённые и выверенные
преступления, обещает убить жену и дочь доктора, если
тот не застрелит Адама. В распоряжении мужчин также
имеются две циркулярные пилы. Недостаточно острые для
крупных цепей, но пригодные для ног. Время для раздумий
– чуть более семи часов. Адам и Гордон должны не просто
принять решение, но и понять, почему именно они стали
жертвами Конструктора.
Один раз в несколько лет на экраны выходит фильм,
интерес к которому вызван ни количеством звёзд на
квадратный метр, ни именем режиссёра, ни
ошеломляющими цифрами бюджета, а, прежде всего
сценарными коллизиями и добротной постановкой. В этом
смысле уходящий 2004 год оказался богатым на урожай.
Совсем недавно семейная пара дайверов боролась за жизнь
в «Открытом море», теперь же двое мужчин вынуждены
разгадывать головоломки порождённые больным сознанием
маньяка. Различие лишь в том, что Джеймс Ван работает в
рамках чистого жанра. «Пила» - удачный пример сочетания
триллера и детектива в их первозданном,
кристаллизованном виде. Здесь нет места надуманным
метафорам и глубокомысленным подтекстам. Каждый кадр,
ракурс, реплика героев несут единственную смысловую
нагрузку – зритель должен узнать имя Конструктора
раньше, чем окончится отпущенное затворникам время.
Атмосфера, в создании которой сценаристы,
безусловно, преуспели, недвусмысленно отсылает нас к
одному из лучших триллеров 90-х – «Семи» Дэвида Финчера.
Но более всего «Пила» близка к недооцененной картине
Рассела Малкэхи «Воскрешение». Авторы (Ван и Уоннелл)
умело комбинируют достоинства того и другого фильма,
увеличивая лишь ритм происходящих событий. Но если у
Финчера и Малкэхи подсказки, разбросанные по ходу
сюжета, помогали хотя бы частично нарисовать облик
убийцы, то в «Пиле» ответ на главный вопрос будет дан за
несколько секунд до финальных титров.
Мастерски созданный саспенс, не часто встречающийся в
дорогих голливудских постановках, постепенно
оборачивается холодной расчётливостью режиссёра. Ближе к
концу Ван окончательно забывает об эмоциональной
подоплёке, а герои начинают напоминать составляющие
некоего математического уравнения. Разогнав маховик
сюжета до максимума, авторы пускают в ход приёмы чистой
манипуляции. Зрителю остаётся лишь усиленно думать, но
не сопереживать. Впрочем, упрёк в излишней
рациональности может оказаться обратной стороной
похвалы, ведь мы говорим о триллере со многими
неизвестными, где вычурная сентиментальность априори
остаётся за бортом.
На фоне многочисленных жанровых потуг с обязательным
участием Эшли Джадд (в роли жертвы) и Моргана Фримена (в
роли следователя), «Пила», молодых и по хорошему
амбициозных австралийцев Вана и Уоннелла, выглядит
безусловным успехом. Сняв за грошовые деньги
классический (прежде всего!) детектив, они
доказали превосходство идеи над бездушными
спецэффектами. Играть можно лишь тогда, когда есть ч т о
играть. «Пила» дарит нам редкую возможность наблюдения
за созданием интриги, страха, паранойи из подручных
средств, и вселяет надежду на возрождение жанра, где
правила игры устанавливает не зритель, а режиссёр.
По матерьялам сайта: (с)www.cinema.vrn.ru